Сильные заговоры, обряды, обереги, гадания


Главная          Каталог статей          Каталог файлов
Меню сайта

Каталог
Молитва на помощь и защитуЗаговор на растущую луну
Заговоры на убывающую лунуЗаговоры, обряды в полнолуние
Заговор на деньгиЗаговор что бы найти роботу
Заговор, что бы на роботе было всё ладноЗаговор для заработка и торговли
Заговор на удачуЗаговор от тоски
Заговор от тоски, одиночества.Заговоры чтобы выйти замуж
Заговор привлечь любимогоЗаговор для похудения
Заговор на красотуЗащитные заговоры
Заговоры. Как снять порчу и сглазЗаговор для учёбы
Заговоры от опасностей, в дорогуЗаговоры от испуга для ребёнка
Заговоры от болезнейЗаговоры от курения, алкоголизма
Заговоры сибирской целительницыЗаговор обереги на свадьбу.
Заговоры для детейЗаговоры для беременных
Заговоры на День РожденияЗаговоры от контролирующих органов.
Как вернуть порчуЗаговоры от женских болезней
Заговоры от мужских немощейСлавянские славления
Славянские заговорыЗаговор на хранение овощей, фруктов
Заговоры сад, огород

Ильин день или Перунов день

Главная » Статьи » Заговоры, обряды и гадания на праздники » Заговоры, обряды, Ильин день, Перунов день



  Ильин день — день памяти святого пророка Илии. В дохристианские времена этот день считался днем Перуна. обряды и обычаи совершаемых в этот день, смотрите на Ильин или Перунов день

Илья-пророк

   Святой пророк Илия  жил в IX в. до Рождества Христова и пророчествовал 25 лет. В его облике соединились черты «нищенствующего аскета — подвижника», обросшего волосами, подпоясанного кожаным поясом, и «одаренного почти божественной властью чудотворца», «проповедника, предсказывающего будущее от имени бога». Он был ревнителем религии Яхве (недаром в переводе с еврейского имя Илия означает «Бог мой Яхве»), боровшимся за утверждение его культа как единственного в израильском царстве.

  Деятельность Илии относится к царствованию израильского царя Ахава, уклонившегося в идолопоклонство. По библейскому сказанию, под влиянием своей жены финикиянки Ахава стал служить финикийским богам Ваалу и Астрате, поставив им в Самарии жертвенник. Пророк Илия совершил много чудес, чтобы образумить царя: трижды сводил огонь с неба, воскресил мертвого отрока, удержал бездожие, разделил воды Иордана милотью (плащом из овчины). Илия был взят живым на небо, «в вихре», в огненной колеснице, на огненных конях.

Библейское повествование о вознесении Илии на небо породило представления, что он не умер и должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа. Илью почитали не только христиане, но и мусульмане. Образ Ильи-пророка принадлежал к числу наиболее чтимых на Руси святых, особенно на Севере — в Новгороде и Пскове.

заговоры, приметы, на Ильин день, Перунов деньИлья-пророк как преемник культа Перуна-громовержца

Культ пророка Илии, придя из Византии, где он был широко распространен, на Руси соединился с дохристианскими славянскими верованиями и приобрел ярко выраженный народный характер. Так, святому Илье приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, таким образом, он ассоциировался со своим предшественником — языческим Перуном.

Перун — бог-громовержец в славянской мифологии. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами. Грохотом его колесницы объясняли громозвучные раскаты грозы. Насылая град, бури и безвременные ливни, он карал смертных неурожаем, голодом и повальными болезнями. Пущенная им стрела поражает тех, в кого бывает направлена, и производит пожары. В теплые дни весны Перун являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце; его творческою силою пробуждалась природа к жизни и как бы вновь созидался прекрасный мир.

Перун  — покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне (считается покровителем воинов).

Как выглядел Илья в представлениях народа?

Огненное восхождение пророка ИльиЕго изображение в течение многих веков встречалось на иконах среди избранных святых, или в известном иконографическом сюжете «Огненное восхождение пророка Ильи», в произведениях ювелирного искусства, в многочисленных апокрифических текстах и лубочных картинках. И почти везде его облик суров и грозен.

«Сердитым», «страшным», «опасным», «огненным», «могучим», «тученосным», «громовым» величал Илью народ, и в то же время надеялся на его защиту и покровительство, воздавая должные почести, принося жертвы, соблюдая определенные запреты и молясь, так как только в этом случае, по народным представлениям, Илья не оставит своей милостью и не покинет в беде.

Образ Ильи-пророка многогранен. Он вобрал в себя церковные и народные компоненты, элементы традиционной аграрной магии и древних культов, верований, обычаев и обрядов. Ильин день включил в себя архаические элементы, характерные для культа камней, воды, огня, деревьев; языческие ритуалы — жертвоприношения, коллективные трапезы сплелись с мотивами библейского сказания.

В народе сложено о нем множество легенд и преданий, повествующих о проявлении гнева или милости пророка, о чудесах или небесных знамениях, связанных с ним. Так, по легенде Орловской губ. пророк Илья представлялся в виде калеки, который до 33 лет не мог ходить и которого проходивший мимо Бог вылечил с помощью двух с половиной ведер воды и наделил недюжинной силой. «Я могу поворотить весь свет по-иному, если бы был столб средь неба и земли, то разрушил бы я всю землю», — говорит Илья Богу, чем пугает его, и тот спешит сбавить Илье силу и сажает его под землю на 6 недель. По истечении этого времени Господь наделяет Илью огненной колесницей с ангелами и велит владеть ею до его прихода на землю, «и пусть в твоих руках отныне будет гром и молния». По народному поверью, перед концом света Илья спустится на землю на этой колеснице и три раза объедет землю, предупреждая всех о Страшном суде.

Илья МуромецВ орловской легенде образ Ильи-пророка соединяется в народном воображении с образом былинного богатыря Ильи Муромца (Ср. «Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит»).

Илья как повелитель грозы, грома и молнии

День почитания Ильи-пророка падал на июльский жаркий и грозовой период, особенно ответственный для крестьян — созревший и готовый к жатве урожай мог погибнуть от дождя, града или молнии, которыми руководил Илья-пророк. Народ верил в то, что Илья управлял плодородием земли и без его воли не будет собран хороший урожай, поэтому об Илье говорили: «Пророк-Илья — воевода небесных сил» (пермск.); «Илья грозы держит и наводит», а услышав гром отмечали: «Илья-пророк по небу на колеснице ездит». В народе верили, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи-пророка, а день его памяти называли «громовым» праздником.

На Илью часто бывают так называемые «воробьиные ночи» с раскатами грома, молнией, озаряющей небо, с испуганными птицами, которые мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такие ночи ревет скот и мучается бессонницей человек.

заговоры, приметы, на Ильин день, Перунов деньКак Илья-Перун очищает землю от нечистой силы?

По народным поверьям, огненными стрелами-молниями, пускаемыми на землю, Илья-пророк очищает ее от нечистой силы и дьявола (пораженная нечисть глубоко уходит в землю и выходит обратно через семь лет (московская губ.).

Илья преследует сатану: где тот спрячется — туда и «громовая стрела падает»; о причине их ссоры существует легенда, повествующая о лешем, которому срочно надо было сшить шубу. Не успев сшить ее днем, он принялся за работу ночью, сев под сосну, когда «Илья гремел», и делал это при свете молнии, ворча: «Што, молнишка, не часто светишь». Рассердившись, Илья пустил в черта громовую стрелу, которой расщепил дерево, а «лешак увернулся и убег с шубой» (енисейск.).

Пытаясь спастись от огненных стрел, нечистая сила прячется в домах, в дуплах и кронах деревьев, на межах, под шляпками ядовитых грибов (называвшихся в народе «яруйки»); зачастую нечистые оборачивались в домашних животных, диких зверей, гадов; опускаясь в воду, черти превращались в рыб, могли спрятаться в церкви или даже войти в человека, если на нем не было креста (преследуя нечистого духа, спрятавшегося в человека, Илья может убить невинных людей, поэтому были распространены поверья, что «убитые громом попадают в царство небесное»).

Как люди оберегали себя от нечистой силы во время грозы?

Гроза в деревнеЧтобы нечистая сила, прячущаяся от Ильи-пророка, не могла проникнуть в дома и чтобы его гнев не достиг самих людей, соблюдался целый ряд охранительных мер: хозяева не пускали в дом кошек и собак, так как нечисть искала убежища внутри них, держали наготове ружья, опасаясь того, что нечистая сила в облике волков и других зверей может приблизиться к жилью; рыболовы не ели пойманную во время грозы рыбу, у которой красные глаза, так как в ней спрятаны черти; старались не прятаться в воде и под деревом, особенно под сосной с двумя верхушками, бегать по дорогам и межам, громко разговаривать и кричать, стрелять и петь; во время грозы следовало плотно закрыть двери и занавесить окна, перед иконами зажечь лампадку, крещенскую или четверговую свечу; креститься самому и крестить место вокруг себя со словами: «Илья-пророк, избавь от грома трясучего, от стрелы летучей», при этом необходимо быть с непокрытой головой.

Как милостивили Илью?

Чтобы отвести опасность от своего дома, полей, скота крестьяне вечером накануне Ильина дня окуривали весь дом ладаном, а также закрывали полотном или выносили из дома все светлые и блестящие предметы — самовары, зеркала и др., так как, по народным представлениям, Илья-пророк считал роскошью иметь такие предметы в крестьянском быту, мог послать молнию и спалить дом (вологодск.). В народе знали, если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой.

В некоторых местах Илью задабривали приношениями. Так, в Вятской губ. крестьяне в праздник Ильи-пророка приносили в церковь «под свято» (т.е. жертву) — ногу барана, пчелиный мед, колосья свежей ржи и зеленый горох. Часть принесенного оставляли в церкви, а частью — разговлялись дома. (см. Обряды и обычаи на Ильин/Перунов день)

Запрет на работу

Кроме того, чтобы умилостивить грозного пророка в Ильин день не разрешалось работать в поле («На Ильин день в поле не работают»; «Кто робит в Илью, того гром убьет») и огороде. Считали, что если в этот праздник поработать в огороде или даже просто зайти туда, то огурцы сгниют на корню и опадут, а капуста сделается мягкой. Нельзя было и косить сено: «Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет» (пермск.); «На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой»; «На Илью грех возить сено — Илья сожжет его».

Не разрешалось выгонять на пастбище скот, так как верили, что звери и гады (как прибежище нечистой силы), выходящие в этот день из своих нор могут принести вред людям и домашнему скоту, если они не будут находиться дома. Говорили: «На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля».

За непочтительное отношение к своему празднику Илья-пророк жестоко наказывал. Так, работавшего в Илью крестьянина, в поле застала гроза; он пытался спрятаться под лодку, но ударившая «громовая стрела» убила мужика (сибирск.). Из-за другого косившего сено крестьянина появилась ворона с горящей веткой в клюве, стала перелетать с «зарода» (стога сена) на «зарод» и сожгла сено у многих односельчан (сибирск.). Поэтому сами крестьяне строго следили, чтобы никто не работал в этот день, так как отвечать за это придется всем — Илья может за подобный грех сжечь всю деревню. Так, у не подчинившихся общему правилу крестьян могли выпрячь лошадей из телеги, снять хомут и сбрую и пропить всем обществом в кабаке (калужск.).

Запрет на работу в Ильин день, допускал исключение для одного занятия — подрезания первых сотов на пчельнике, перегонки пчел, подчищения ульев. Пчеловоды говорили: «На Илью-пророка улья заламывают». Исключительное отношение к работе, связанной с пчелами, было не напрасным — «божьей работницей» называл народ пчелу и считал, что ее работа — «Богу на свечку», что и защищает пчелу от недовольства Ильи-пророка. Даже нечистая сила будет спасена, если укроется от «громовых» стрел в «божью пчелу» или в улей.

Илья как «хозяин дождя»

Кроме функции повелителя грозы, грома и молнии, Илья-пророк исполнял функцию «хозяина дождя». Народные легенды так говорили о том, почему на земле идет дождь: Илья, развозивший по небу воду для святых, «расплескивает малость».

Молебен о дождеИздавна на Руси строились церкви, посвященные Илье-пророку. К храмам Ильи Мокрого и Ильи Сухого совершались крестные ходы, в них служились молебны. К Илье Сухому обращались с мольбой о сухой и ясной погоде, к Илье Мокрому с просьбой о ниспослании дождя. Во время засухи ходили к почитаемым источникам, опускали в родник икону или ставили на ворота чаши с овсом и рожью (одна из жертв Илье) и молили пророка о дожде (пензенск.). В поле совершали молебны с водосвятием, во время которых каждый из хозяев клал в воду колос со своей полосы.

В народе говорили: «До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит»; «Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год»; «До Ильина-дня дождь — в закром, а после Ильина-дня — из закрома»; «На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много». Дождь, собранный в Ильин день считался целебным: «он избавлял от очного призора и всякой вражей силы», но вместе с тем ильинские грозы и дожди неблагоприятно влияли на цветение растений и приносили вред их плодам. Так, лесные орехи от ильинских гроз червивеют и делаются черными и трухлявыми.

Запрет купаться

Ильин день приносил с собой ненастье и запрещение купаться: «Придет Илья, принесет гнилья (дождей)»; «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». Запрет на купание народ объяснял по-разному: «вода студена»; «от быстрой езды Ильи-пророка по небу одна из лошадей уронила подкову в воду, от чего вода и становится холодной» (ярославск.); «Илья бросает кусочек льда, а лось обмакивает рога»; «олень переплыл через реку и воду остудил» (новгородск.); «олень в воду лапу окунул» (пермск. «медведь лапу обмочил»). В Белозерье считали, что вода после Ильина дня осквернена выкупавшимся в воде чертом (черт в местных поверьях соотносился с водяным); по другой версии говорили, что «черт с солью приезжает», после чего, особенно опасно купаться было девушкам: «Как вас поймает, осолит и все».

Родники и ручейки Ильи

Незамерзающий родничокПредания и поверья приписывают Илье-пророку происхождение не замерзающих зимой родников и ручьев (так называемых «гремячих» или святых), произошедших от удара огненных («громовых») стрел пророка о камень. Над такими святыми источниками ставились кресты и часовни с иконами св. Ильи и Божьей Матери, к ним совершались крестные ходы, а вода в них считалась целебной.

Обращение к Илье за исцелением

Имя самого Ильи-пророка проникло в «целительные» поверья и заговоры. К нему обращались за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, уроков, осуда, притки, прикоса, призору очес, сглазу, падучей, сибирской язвы. Помогал Илья и от укуса змеи.

Чудодейственную силу при лечении болезней имели свечи, вытопленные из змеи, убитой в день Ильи-пророка. От зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержца Перуна.

Громовые стрелыШироко применялись в народной медицине «громовые стрелы», которые Илья-пророк использовал в борьбе с нечистой силой. Это были темно-серые продолговатые камушки, известные в народе под именем «громовых стрелок», они собирались крестьянами. Считалось, что полезно умывание с «громовой» стрелы; водой, политой со стрелы лечили больных, при этом следили, если через шесть дней больной не начнет выздоравливать, то его ждет смерть (костромск.); «громовыми стрелами» растирали опухоли и т.д.

Кому покровительствовал Илья?

Илья унаследовал от Перуна и покровительство воинам: как известно, в древнерусском языческом пантеоне Перун выступал покровителем князя и дружины. Имя Ильи упоминается в заговорах от таких опасностей в сражении, как «от огненного бою и от сабель, и от копий, и от всякого ратного оружия на войну идучи, и от всякого немеренного меча»: «Именем святого пророка Ильи от порчи и от стрел, и пулкя, и дробь, и ядро стой, не ходи ко мне» (Иваницкий Н.А. 1890. № 7. С. 135);

Покровительство Ильи-пророка распространялось на охоту, а отчасти и на лесных зверей. «С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы): первый выезд на волков». Охотники верили в счастливую примету: если они затравят волка в Ильин день то весь год будет удачным, а кость ильинского быка, по поверьям олонецких охотников и рыбаков, утроит их добычу. Иногда всю ильинскую неделю называли «звериною», так как именно в это время медведь не давал покоя скоту» (вологодск.).

К Ильину дню приурочивались сроки сельскохозяйственных работ

Сенокос.Пимоненко
По поверью, до первого весеннего грома земля не растворяется, т.е. не открывает своих недр на рождение злаков. Когда Илья-Перун уже выехал на небо в своей громовой колеснице, к Ильину дню и после него (но не раньше) во многих местах России поспевала рожь и можно было начинать жать: «Илья жниво зачинает, лето кончает»; «Первый сноп — первый осенний праздник». В южных губерниях России ко дню Ильи-пророка жатва уже заканчивалась («Когда на Ильин день бывает гроза, то говорят, что Илья-пророк поехал копенки считать»).

Помимо завершения жатвы, старались к Ильину дню закончить и сенокос, сушили и убирали сено в стога: «Илья-пророк косьбе срок»; «До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть, после Ильина дня — пуд навозу» (костромск., владимирск.).

Статья составлена на основе материалов Российского этнографического музея.

  Категория: Заговоры, обряды, Ильин день, Перунов день      Просмотров: 2156
  Теги: обычаи, приметы, день Перуна, заговор на Ильин день
Категории
Гадание, обряды, заговоры на АндреяЗаговоры, молитвы, на Николая
Обряды, заговоры, зимнее солнцестояниеЗаговоры, обряды и гадания в Новый год
Маланки, Васильев день, Старый Новый годЗаговоры на Старый, Новый год и Рождество
Заговоры, обряды на Китайский новый годЗаговоры, обряды и гадания крещение
Гадания на старый новый годЗаговоры, обряды на Татьянин день
Заговоры, обряды на День святого ВалентинаЗаговоры, обряды, гадания на стретенье
Гадания, заговоры масленица. Весеннее равноденствиеВесеннее равноденствие
Благовещенье приметы, обряды, заговорыЗаговоры, обряды на Вербное воскресенье
Заговоры, обряды на Чистый четвергЗаговоры, обряды на Пасху
Заговор на Красную горкуЗаговор на Егорьев день
Заговор на ВознесениеГадание, заговоры, обряды на зеленые святки
Заговоры обряды на ТроицуЗаговори, молитвы на Петра и Павла
Заговоры, обряды на Ивана КупалаГадание, заговоры на Ивана Купалу
Заговоры, обряды, Ильин день, Перунов деньПантелеймон целитель
Заговоры, обряды, СпасУспение Пресвятой Богородицы
Осеннее равноденствиеЗаговоры на День Параскевы, Макоши
Заговоры, молитвы на Веру, Надежду, ЛюбовьЗаговоры, обряды, гадания на Покров
Заговоры и гадания на Хэллоуин, Велесова ночьЗаговор на Наумов день


Заговоры для похудения Заговоры на красоту Защитные заговоры Заговоры на деньги
Сильные заговоры Амулеты, обереги, талисманы Видео Эзотерика Книги по Эзотерике
Заговор на любовь Заговор на деньги Заговоры на удачу Эзотерика
Заговоры, обряды и гадания на праздники Заговоры на все случаи жизни Новые публикации и популярные материалы Заговоры для удачной сдачи экзаменов
Обратная связь
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика