• $ USD 00,00
  • € EUR 00,00

Обрядовый обход дворов в Егорьев день


Окликание Егория 
  Окликание Егория - обрядовый обход дворов с пением песен в Егорьев день или накануне праздника,  сходный с обходами колядников или волочебников (см. Колядование, Волочебный обход).

егорьев деньУчастниками обхода - "окликальщиками" в разных местах могли быть представители различных половозрастных групп: женщины, молодежь (парни и девушки вместе), только взрослые парни или мальчики и подростки.

Группу, состоявшую из нескольких человек, возглавлял мехоноша, собиравший подаяния: яйца, пряники, иное угощение, иногда - деньги. В больших деревнях собиралось несколько групп "окликальщиков". Обход совершался поздно вечером или ночью накануне Егорьева дня или на следующую ночь - с 23 на 24 апреля, в некоторых местах его начинали около двух часов ночи.

В обязательном порядке обходились все дома в деревне. Часто пение "окликаний" сопровождалось аккомпанементом барабанки (инструмент типа барабана, употреблявшийся в данной местности пастухом при обходе стада в день первого выгона скота), в качестве "музыкального сопровождения" могли использовать также "шергунцы", "трензель" и бубен. В тех случаях, когда обход осуществлялся поздно ночью, шум и громкое пением под окнами имели практическое назначение - они должны были разбудить хозяев. В некоторых местах, преимущественно там, где обход осуществляли женщины, существовал обычай ряженья "окликальщиков".

  "Окликальщики" пели песни заклинания, шумели и собирали у хозяев подаяние. Егорьевские обходы носили скотоводческий характер и приурочивались к первому выгону скота, обеспечивая его защиту и благополучие. 

Структура песен -"окликаний" подобна колядкам и волочебным песням (см. Волочебные обходы). Они состоят из зачина, основной части и концовки. Зачин содержал призыв к хозяевам: 

 

"Встань, хозяин, пробудись, 
Ты Егорию помолись, 
И с нами поделись, 
И опять спать ложись!.. 


Основная часть носила характер заклинаний, обращенных к Святому Егорию и к местночтимому в народе преподобному Макарию (основателю Макарьевского монастыря), она часто расширялась за счет дополнений из лирических песен или заклинательных формул: 

 

"Волку с медведем - 
Пень да колода, 
По-за моря дорога! 
Зайцу с лисицей - 
Горькая осина 
По самую вершину. 
Ворону с вороной - 
Камешек дресвяный! 
Матушке - скотинке, 
Всей животинке - 
Травка- муравка, 
Зелененький лужок!" 


В концовке звучали просьбы о вознаграждении за труды. В качестве благодарственной формулы в некоторых местах бытовали тексты святочных колядок: 

 

"Дай всем вам Бог, 
Надели Христос, 
Двести коров, 
Полтораста быков, 
Семдесят телушек, 
Лысеньких, 
Кривеньких, 
Они в поле-то идут, 
Все помыкивают. 
Они из поля идут - 
Все поигрывают". 
(Соколова В.К. 1979. С. 169)
Если вознаграждения не последовало, "окликальщики" угрожали несчастьями, желали хозяевам бед и напастей: 
"Кто не даст яйца, 
Всю скотину со двора 
Под медведюшка". 


егорьев день

 

Один из наиболее типичных и полных вариантов обряда бытовал в Чухломском р-не Костромской обл. Ночью, накануне Егория, перед тем как выгнать скотину на пастбища, мальчики-подростки обходили дома с пением песни "Батюшка Егорий". Пошумев под окнами, они начинали петь в сопровождении барабанки, трещетки или бубна: 

 

"Мы ранешенько вставали, 
Белы лица умывали, 
Полотенцем утирали, 
В поле ходили, 
Кресты становили, 
Кресты становили, 
Егория вопили: 
"Батюшка Егорий, 
Макарий, батька храбрый, 
Спаси нашу скотинку, 
Всю животинку, 
В поле и за полем, 
В лесу и за лесом. 
Волку, медведю, 
Всякому зверю - 
Пень да колода, 
На раменье дорога. 
Тетушка Анфисья, 
Скорее пробудися, 
В кичку нарядися, 
Пониже окрутися. 
Подай нам по яичку, 
Подай по другому, 
Первое яичко - 
Егорию на свечку, 
Другое яичко - 
Нам за труды, 
За егорьевские". 
Мы ходили, хлопотали, 
Трое лаптев изодрали, 
В кучку поклали, 
В бочаг покидали, 
Чтобы наши не узнали, 


В ответ на песенку хозяйка выносила "подаянье", если оно устраивало "окликальщиков", они благодарили: 

 

"Спасибо тебе, тетка, 
На хорошем подаянье! 
Дай тебе Бог, 
Подольше пожить, 
Подольше пожить 
Да побольше нажить - 
Денег мешок, 
Да белья коробок, 
Двадцать телушек, 
Все годовушек, 
Десять быков, 
Все годовиков, 
все полуторвиков!" 


Когда же участникам обхода ничего не выносили, ребята пели: 

 

"Неспасибо тебе, тетка, 
На плохом подаянье! 
Дай тебе Бог, 
Подольше пожить 
Да побольше нажить - 
Вшей да мышей, 
Тараканов из ушей!" 


  Собранное или делилось между участниками обхода или съедалось ими на общей трапезе. В некоторых местах после того, как было спето последнее "окликание", подростки отправлялись в поля, где устанавливали маленькие крестики из прутиков, имевшие, видимо, тоже защищающее и продуцирующее значение, что и кресты устанавливаемые на ниве в Вознесение.
Особенностью егорьевских обходов был их заклинательный скотоводческий характер. Тексты "окликаний" близки к заговорам и тесно связаны с обрядностью первого выгона скота. 

2128