• $ USD 00,00
  • € EUR 00,00

Праздник Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии

Праздник Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии 28 августа Православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса. После Вознесения Господа Иисуса Христа Пресвятая Богородица, осталась, как повелел Ее Божественный Сын, на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Ин. 19:25-27), постоянно пребывая в подвигах поста и молитвы.

Здесь за три дня до Ее кончины явился Ей Архангел Гавриил и возвестил, что Она приблизилась к Своему отшествию от земной жизни. По молитве Матери Божией, желавшей проститься с учениками Божественного Сына, в то время проповедавшими Евангелие по всему миру, в день Успения случилось чудо - ангелы принесли апостолов (кроме апостола Фомы) на облаках в Иерусалим, к Ее одру. Им надлежало видеть, что Успение Богоматери было не обыкновенной смертью, а таинственным преставлением. Когда Успение свершилось, в небесном сиянии у одра Богородицы явился Сам Христос, окруженный ангелами и принял на руки Свои Ее чистейшую душу.

Оплакав разлуку с Пресвятой Богородицей, апостолы торжественно пронесли Ее тело по Иерусалиму и погребли согласно Ее воле в Гефсиманском саду, в пещере. Апостол Фома, Промыслом Божиим не успевший на погребение, прибыл в Иерусалим только на третий день после прощания с Матерью Божией. Желая его утешить, апостолы открыли погребальную пещеру, где покоилось тело Пречистой, но увидели в ней лишь погребальные пелены. Вечером того же дня ученикам Христа, при ангельском пении явилась Сама Богородица в окружении ангелов, в сиянии небесной славы.

заговор, молитва, успение БогородицыТак апостолы уверились в том, что Она была телом вознесена на Небо. Праздник Успения известен с древних времен, об этом свидетельствуют в своих трудах блаж. Иероним, блаж. Августин, епископ Турский Григорий. Уже в IV веке этот праздник повсеместно отмечался в Византии, в VI веке, в ознаменование победы над персами, одержанной 15 августа византийским императором Маврикием, праздник Успения стал общецерковным (595 г.). Первоначально он совершался в разные месяцы церковного года (в январе, в августе). Общий день празднования был установлен в VIII-IX вв. Цель установления этого праздника состояла в прославлении Матери Божией и Ее Успения, а также обличении еретических заблуждений, возникших в IV-V вв. Например, еретики - коллиридиане отрицали человеческую природу Матери Божией, неразумно чтили Ее как божество и потому отрицали возможность Ее телесной кончины.

Действительно, Церковь почитает Ее как высшую Херувимов и Серафимов, предстоящую одесную Сына Своего и ходатайствующую за род человеческий. Вместе с тем, прославляя Матерь Божию, Церковь призывает чтить Ее, но не боготворить. К достойной встрече праздника Успения святая Церковь готовит верующих двухнедельным Успенским постом, единственным, посвященным Богоматери. Пост был установлен в древние времена, упоминания о нем известны с V века. В продолжение этого краткого, но строгого поста вкушение рыбной пищи разрешается только в праздник Преображения Господня. Пост продолжается с 14 по 28 августа и установлен в подражание подвигу Богородице, которая является для христиан образцом чистоты, жертвенности, смирения. Пресвятая Богородица проводила все дни Своей земной жизни в посте и молитве, потому и христиане постятся, восхваляя Матерь Божию, стремясь хотя бы отчасти уподобиться Ее чистоте.

С первых веков христиане видели в Богородице великую молитвенницу перед Богом за род человеческий. Названия икон Богоматери отражают глубокую веру и любовь христиан к ней: Богородица – Радость всех Радостей, Умягчение злых сердец, Целительница, Споручница грешных. Пример праведной, чистой и преданной Богу жизни Пречистой Девы и того, как спокойно и радостно перешла она из жизни земной в жизнь небесную, указывает путь в жизнь вечную каждому христианину. Значение праздника Успения состоит в том, что смерть больше не страшит людей темнотой и неизвестностью: она может быть тихим сном, уносящим человека к жизни радостной и вечной. По вере Церкви, кончина человека, весь свой недолгий век сознательно и убежденно прожившего без Бога, может оказаться страшной и горькой.

Но смерть Богоматери, превосшедшей в Своей святости, в исполнении Своего призвания даже высочайшие ангельские чины — херувимов и серафимов — поистине становится радостью, светлым и утешительным событием для всех христиан. И пусть горюют собравшиеся у одра умирающей Девы апостолы и первые епископы древней Церкви, пусть скорбят они о разлуке с Матерью Богочеловека Христа — событие это все равно дарует православным христианам надежду на их соединение в миг будущей кончины со своим Творцом. На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленутую младенческую фигурку: она символизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришел принять на Свои Божественные руки Ее Сын.

Эта детская фигурка и являет нам образ того духовного "рождения в смерти", что вводит человека в вечное бытие. Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, “не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью”. Успение - последний двунадесятый праздник православного церковного года. На Руси праздник Успения является одним из самых любимых и почитаемых Богородичных праздников, степень почитания которого нарастала, достигнув апогея к XVII веку.

В этот день священнослужители совершают богослужение в облачениях небесно-голубого цвета. Ни у одного Богородичного праздника нет такого развернутого чина богослужения, как у праздника Успения, вслед за которым во многих храмах совершается последование Погребения Божией Матери. Этот чин составлен в подражание последованию погребения Спасителя, совершаемому в Великую Субботу, и был принесен в Россию из Святой Земли. Там он каждый год совершается в Гефсимании. Множество народа во главе с архиереями и священниками отправляется от храма Воскресения Христова в Гефсиманию, повторяя путь святых апостолов с телом Пресвятой Богородицы. Во время совершения чина Погребения Богородицы на средину храма выносят плащаницу с изображением успения Пресвятой Богородицы для поклонения молящихся, а потом обносят ее крестным ходом вокруг церкви.

Праздничное успенское богослужение очень богато и с музыкальной стороны. Все праздничные песнопения: стихиры, ирмосы канонов, тропарь, кондак, величание, светилен хор поет с радостью и ликованием особым успенским распевом Киево-Печерской Лавры, где и сложилась эта служба. Празднику Успения посвятил свой большой духовный концерт "В молитвах неусыпающую Богородицу" композитор С.Рахманинов. О большом значении, которое придавали этому празднику с принятием христианства на Руси, свидетельствует множество Успенских церквей, соборов, монастырей, построенных на Руси. Успению посвящены: первая церковь в Киеве, возведенная князем Владимиром - Десятинная, собор города Владимира, престольный праздник Новгородской Софии. главный собор Руси в Московском Кремле, где русские цари венчались на царство, многие другие храмы. Древнейшие монастыри - Киево-Печерская лавра, Псково-Печерский монастырь, Почаевская лавра также имеют главным своим праздником Успение Божией Матери. В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Царицы Небесной пусть каждый из нас ощутит, что Преблагословенная Дева Мария - с нами, что над нами простирается Святой Покров Ее, что в ответ на нашу молитву мы получаем Ее скорое материнское предстательство и заступничество на своем жизненном пути. будем молиться: Пресвятая Богородице, спаси нас! .

С этой молитвой обращались к Пречистой Богоматери святые апостолы, когда Она после своего славного Успения явилась им. Они воскликнули: Пресвятая Богородица, спаси нас! Пресвятая Богородица, помогай нам! . И Пречистая Богоматерь обещала пребывать с ними, со всем народом Божиим до скончания века. В этом - наше утешение, наша вера и наше упование . Прекрасный, величественный, немного грустный и в то же время торжественный праздник Богоматери на исходе лета и в преддверии осени, когда все утопает в цветах, когда из храма доносится умилительное пение, продолжается весь день. В праздник Успения после окончания литургии разрешается двухнедельный строгий Успенский пост, все верующие радуются, торжествуют, едят вкусную скоромную пищу и »принимают по чаше вина?, как написано в церковном уставе.
18
Декабрь
2280